Краткое, но очень важное лирическое лингвистическое вступление. Без него никак!
Есть такое понятие, апеллятивация, от латинского appellare — обращение. Например, вам хорошо знакомо слово «ксерокопия». Ксерокс в русском языке — апеллятивный неологизм, то есть новое слово, которого еще никогда не было в языке, созданное на основе бывшего имени нарицательного. Потому что Xerox (читается вообще как «Зирокс») - это название торговой марки, впервые представившей миру копировальные аппараты.
Примерно то же самое произошло с понятием «памперс», которое перекочевало в синонимы подгузника. И, как несложно догадаться, мы плавно переходим к такому же феномену в отношении понятия «коллаген». Который в каком только амплуа не выступает на современном рынке БАДов: и морской, и растительный, и живой… (можно подумать, где-то есть дохлый).
При этом в составе может быть что угодно: и полтаблицы Менделеева, и сомнительной переработки ошметки рыбного производства, и спилки говяжьих шкур с кожевенной фабрики.
Что и как извлекается из растений — вовсе за пределами научных подходов к биохимии, потому что коллаген — это базовый белок соединительной ткани. Каким образом его можно получить из растений, хоть бы кто объяснил. Не иначе как из крапивы Франкенштейна экстрагируют.
И, конечно, отдельного упоминания заслуживает понятие «живой» коллаген. Видимо, сначала пытается выбраться из банки, а потом самостоятельно курсирует по желудочнокишечному тракту и внедряется в ткани организма как паразит из фильма «Чужой».
Напрашивается закономерный вопрос: если у одних продавцов коллаген живой, о чем они настойчиво сообщают, то у всех остальных он мертвый? А в чем между ними отличие, по каким признакам отличается то самое живое от неживого? Каким образом в банке (бутылке, флаконе, стике) сохраняется та самая «живучесть», она же витальность, жовиальность и прочие биоэнергетические потоки сознания?
Коллаген — это «генератор клея», если вдруг не знали
Термин коллаген происходит из двух слов, kolla – клей и genesis – создание, генерация чего бы то ни было. То есть по сути, название базового белка соединительной ткани переводится как «генератор клея». Волокна в межклеточкой ячеистой «сеточке», называемой матриксом, состоят из нескольких типов белка. Один из них (но далеко не единственный) это как раз коллаген. Он отвечает за прочность, то есть «клейкость» соединительной ткани.
Эластин — за ее растяжимость и способность возвращаться обратно в исходную форму после растяжения (деформации).
А есть еще ретикулин — белок, похожий на коллаген, но все-таки и название у него иное, и структура. Хотя функции примерно те же: удерживать «в рамках» внутренние органы.
Поэтому в погоне за молодостью, красотой, функциональностью суставов или регенерацией поврежденных органов делать упор только на коллаген — это все равно что пытаться готовить винегрет только из свеклы.
Коллаген — это сборное наименование всех «околобелковых» БАДов
Ввиду уже накрепко зафиксированных ошибок в номенклатуре товаров мы получили то, что видим: коллагеном называют (и обязаны называть) абсолютно все, что так или иначе имеет хоть какое-то отношение к белковому сырью, которое хоть как-то обрабатывали до состояния расщепления. Как именно обрабатывали, чем, до какой степени — неважно. Все коллаген!
Но вы теперь уже знаете, что это системная ошибка, которая возникла в силу всеобщего непонимания, помноженного на «дикость» рынка биологически активных добавок, где по сей день нет ни внятной регуляции, ни четко разграниченных понятий, где и что.
Поэтому де-юре продукция линейки Adaptogenzz Bazzis тоже называется «напиток коллагеновый», а де-факто — это пептидный гидролизат цельного белка.
Чем они отличаются? Широтой аминокислотного профиля: у коллагена он гораздо более узкий. Там нет даже половины незаменимых аминокислот, тогда как в гидролизате они содержатся все, какие необходимы организму для регенерации и питания любых тканей, без специфики и определенного «места назначения». То есть, говоря проще, организм сам разберется, куда направить полученные питательные вещества, на регенерацию кожи или тканей печени, слегка поврежденной новогодним застольем.