«Пусть еда станет вашим лекарством, пока лекарства не стали вашей едой»
Гиппократ Лариссийский
Именно это завещал потомкам легендарный Гиппократ. Ну, помимо клятвы, которую должны произносить врачи во время церемонии вручения диплома.
И в этом послании, если присмотреться внимательно, содержится особая мудрость, понять которую можно, только если вспомнить, какой была медицина того времени. Когда еще не существовало фармацевтических заводов, не было таблеток или порошков с доказательной эффективностью.
Что было тогда? Была — натуропатия. Лекарственные препараты изготавливались только из натурального сырья, разве что о съедобности тогда речи не шло: тут вам и горчайший полынный настой, и толченая лягушачья кожа (бррр!), и прочие малоаппетитные микстуры.
А что делать, другие изобретут только через пару тысячелетий.
Поэтому, собственно, лекарства и могли стать по сути едой, ибо после чашечки-другой подобного наваристого «супчика» из кореньев и трав уже ничего другого в рот не полезет.
Гиппократ не был бы гением, до сих пор почитаемым и цитируемым, если бы не понимал уникальные особенности физиологических процессов. Но он понимал, только, к сожалению, за последнюю пару столетий человечество утратило это понимание. В погоне за прибылью, за «волшебной таблеткой», за вывернутой наизнанку доказательностью и, конечно же, за торговой монополией на выздоровление граждан…
Мы же вернемся к тому, что видел перед собой Гиппократ и посмотрим на физиологию его глазами.
Организм человека — это саморегулирующаяся система, которая постоянно стремится к гомеостазу. То есть старается всегда вернуться к некоторым «базовым настройкам», которые находятся в клеточной памяти.
Простой пример: порезанный палец зарастает, и папиллярный рисунок восстанавливается полностью в исходном виде. Срабатывает генетическая память.
Более сложный пример: даже если удалить три четверти печени, она восстановится полностью, не просто со всеми связками и протоками, но и со всеми многочисленными сложнейшими функциями.
Регенерация — изумительный, непостижимый физиологический процесс!
И все, что для него нужно, это достаточное количество строительных материалов. То есть аминокислот, из которых как из кубиков конструктора «Лего» организм будет выстраивать методом биосинтеза самые разнообразные белковые молекулы. Гепатоциты печени, миоциты мышц, остеобласты костей (да-да, кости тоже содержат огромное количество белка!) и астроциты гемато-энцефалического барьера в головном мозге.
Поэтому лучшее лекарство для сотни самых разных болезней — это аминокислоты.
«Кирпичики», из которых организм будет строить новые ткани взамен поврежденных или утраченных.
Организм сам прекрасно справится с регенеративной задачей: срастить кости из обломков, восстановить «по памяти» форму печени или зарубцевать язву желудка. Главное — дать ему для этого достаточно строительных материалов. Аминокислот, которые он не умеет синтезировать самостоятельно, и может получить только с пищей.
Главное помнить, что больной и ослабленный организм не способен переваривать цельные белки и раскладывать их на аминокислотные молекулы, достаточно мелкие для участия в биосинтезе.
Древние врачи (или просто знающие бабушки) это прекрасно понимали, поэтому больных отпаивали мясо-костным «целебным» бульоном. И даже мы, насквозь современные и прогрессивные, до сих пор пользуемся этим проверенным способом, когда нужно поддержать человека в остром патологическом состоянии, или когда эта опасная стадия уже позади, но о выздоровлении говорить не приходится — организм до предела ослаблен…
Мы прекрасно знаем и помним, как именно еда становится лекарством. И в основе концепции Adaptogenzz Bazzis – именно эта многовековая история применения целебных бульонов.